ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ НРЭР
В июне 1986 года сразу после аварии на Чернобыльской АЭС в целях решения проблемы минимизации медицинских последствий для облученного населения Минздравом СССР была принята программа по созданию Всесоюзного распределенного регистра лиц, подвергшихся воздействию
радиации в результате аварии на ЧАЭС (ВРР), головная организация которого была образована на базе вычислительного центра НИИ медицинской радиологии АМН СССР (г. Обнинск). В создание ВРР были вовлечены все республики бывшего Советского Союза, большое число
научных и практических учреждений. При создании организационной структуры регистра был учтен опыт создания зарубежных аналогов - японского, включающего население Японии, пережившее атомные бомбардировки городов Хиросимы и Нагасаки, а также радиологических
регистров других стран.
В период 1986‑1991 гг. основными поставщиками медико-дозиметрической информации на государственный уровень ВРР являлись РИВЦы (Республиканские информационно-вычислительные центры) Министерств здравоохранения Белоруссии, Российской Федерации и Украины. После
распада СССР в начале 1992 г. на базе ВРР в Медицинском радиологическом научном центре (МРНЦ - современное название НИИ медицинской радиологии) был создан Российский государственный медико-дозиметрический регистр (РГМДР). Главной целью его создания являлось
обеспечение долговременного автоматизированного персонального учета лиц, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС, их детей и последующих поколений, оценки состояния здоровья и его изменений.
В 1993 и 1995 гг. Минздрав России выпустил приказы (№ 281 от 26.11.1993 г. «О порядке ведения РГМДР», № 236 от 11.08.1995 г. «О внесении дополнений к приказу Минздрава РФ
от 26.10.1993 г. № 281»), которые определили действовавшие до 2015 г. протоколы сбора медико-дозиметрических данных и регламент передачи информации из медицинских организаций, осуществляющих медицинское наблюдение за облученными гражданами, на федеральный уровень РГМДР.
В начале 1990-х годов кроме РГМДР, осуществлявшего мониторинг состояния здоровья «чернобыльского» контингента, в рамках федеральных целевых программ были созданы медико-дозиметрические регистры лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие: а) аварии
на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча, б) ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Но ведение указанных регистров не регламентировалось нормативными документами федерального уровня, также отсутствовали утвержденные Минздравом России
протоколы сбора медико-дозиметрических данных.
В 1993 г. во исполнение Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 948 «О государственной регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской
и других радиационных катастроф и инцидентов» на базе РГМДР был создан Национальный радиационно-эпидемиологический регистр (НРЭР), который должен был в рамках единой системы радиационно-эпидемиологической регистрации осуществлять мониторинг состояния здоровья
всех указанных выше категорий облученных граждан. Но из-за отсутствия соответствующей нормативной базы и организационной инфраструктуры, поступающие в НРЭР данные по лицам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов
радиоактивных отходов в р. Теча, а также ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не позволяли в полном объеме обеспечивать полноценный учет в НРЭР изменений состояния здоровья этих категорий граждан и осуществлять объективную оценку радиологических
медицинских последствий.
В 1994 г. в целях реализации Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 948 - на базе научных подразделений МРНЦ, обеспечивавших функционирование федерального уровня РГМДР, был образован Радиационно-эпидемиологический
сектор (позже переименованный в Национальный радиационно-эпидемиологический регистр), объединивший под своим управлением организационные структуры РГМДР и НРЭР в единую организационную систему (далее Регистр). В настоящее время поле деятельности сектора охватывает широкий спектр научно-практических
проблем, связанных с изучением влияния радиационного воздействия на здоровье населения России. В секторе работают специалисты различных научных направлений: радиационная эпидемиология, радиационная медицина, радиобиология, дозиметрия, информатика,
математическое моделирование и т.д.
С 1995 по 2022 гг. Радиационно-эпидемиологический сектор МРНЦ являлся Сотрудничающим центром Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по исследовательской работе и подготовке кадров по радиационной эпидемиологии в целях развития научных и прикладных исследований
в данной области.
В 1998 и 2003 гг. в целях развития и совершенствования системы регистра Минздравом России были выпущены дополнительные приказы (от 23.04.1998 г. № 134 «О дальнейшем развитии РГМДР», от 22.10.2003 г. № 488 «О работе РГМДР»), при этом важно отметить, что
протоколы сбора медико-дозиметрических данных не претерпели никаких изменений, что позволило избежать смещений и искажений в результатах радиационно-эпидемиологического анализа, использующего первичную медико-дозиметрическую информацию, накопленную в регистре
за весь период наблюдения.
К концу 2000‑х годов назрела необходимость актуализировать нормативно-правовое регулирование деятельности НРЭР в целях совершенствования существующей организационно-методической системы формирования
и ведения регистра.
В 2011 г. по инициативе научного руководителя НРЭР чл.-корр. РАН В.К. Иванова, который вместе с академиком А.Ф. Цыбом стоял у истоков создания регистра в 1986 г., Президент Российской Федерации Д.А. Медведев поручил соответствующим федеральным органам исполнительной
власти подготовить законодательный нормативный акт, направленный на совершенствование системы НРЭР.
В 2012 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 329‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения учета изменений состояния здоровья отдельных категорий
граждан, подвергшихся радиационному воздействию» (далее – Закон), который внес изменения в следующие законодательные акты Российской Федерации:
• Закон Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244‑1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
• Федеральный закон от 26.11.1998 г. № 175‑ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
• Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 2‑ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
• Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2123‑1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений
особого риска» в части определения лиц, сведения о состоянии здоровья (об изменениях состояния здоровья) которых необходимо учитывать в регистре, а также сведений, подлежащих непосредственному учету».
С момента выхода Закона регистр стал представлять собой «государственную информационную систему персональных данных граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, ядерных испытаний и иных
радиационных катастроф и инцидентов, которая создается в целях обеспечения учета изменений состояния здоровья таких граждан в течение их жизни».
Законом также определено, что формирование и ведение регистра осуществляются в целях «использования результатов обязательного специального медицинского наблюдения (диспансеризации) за состоянием здоровья зарегистрированных в нем граждан для оказания им
адресной медицинской помощи, а также прогнозирования медицинских радиологических последствий, в том числе отдаленных последствий».
В 2013 г. во исполнение Закона вышло постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 625 «О порядке формирования и ведения Национального радиационно-эпидемиологического регистра» (далее – Постановление), которое утвердило актуальные
правила формирования и ведения регистра, в рамках которых органы исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации и федеральные министерства, в которых созданы ведомственные подрегистры, обеспечивают сбор и передачу всей необходимой
медико-дозиметрической информации в МРНЦ для формирования единой федеральной базы данных регистра.
В 2015 г. во исполнение Закона и Постановления Минздравом России был выпущен Приказ от 23 марта 2015 г. № 134н «О формах Национального радиационно-эпидемиологического регистра, порядке верификации информации, включенной в единую федеральную
базу данных Национального радиационно-эпидемиологического регистра, а также доступа к ней» (далее – Приказ), которым утверждены актуальные формы для сбора данных регистра.
В контексте понимания перспектив дальнейшего развития регистра важно отметить, что вышедшие в 2012-2015 гг. Закон, Постановление и Приказ направлены на реализацию Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной
безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2018 г. № 585, в котором определено, что одной из важнейших задач государственной политики по данному направлению является:
«обеспечение функционирования Национального радиационно-эпидемиологического регистра и совершенствование его информационно-аналитических систем для оценки текущих и отдаленных радиологических последствий для граждан, подвергшихся воздействию радиации».
|