Приложение № 1
к приказу Минздрава России
от 23.04.98 г. № 134
ПОЛОЖЕНИЕ
о Российском государственном медико-дозиметрическом регистре
1. Целью Российского государственного медико-дозиметрического регистра (Регистра) является:
1.1. Обеспечение долговременного, автоматизированного, персонального учета лиц, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС, их детей и последующих поколений, доз облучения, динамическое наблюдение за их состоянием здоровья.
1.2. Создание и развитие единой по Российской Федерации системы радиационно-эпидемиологической регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов. Формирование Национального радиационно-эпидемиологического регистра (НРЭР), являющегося частью Регистра.
1.3. Создание и развитие единого Банка данных об индивидуальных дозах облучения граждан Российской Федерации в рамках единой государственной системы контроля и учета доз облучения. Единый банк данных является частью Регистра.
2. Структура Регистра
2.1. Регистр включает в себя четыре уровня ведения наблюдения:
федеральный уровень Регистра;
региональный уровень Регистра;
областной уровень Регистра;
районный уровень Регистра.
2.2. Организациями, ответственными за формирование Регистра, являются:
на федеральном уровне
|
- Минздрав России, МРНЦ РАМН;
|
на региональном и областном уровне
|
- органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, служба госсанэпиднадзора;
|
на районном уровне
|
- Городские отделы здравоохранения, центральные районные больницы.
|
2.3. Медицинский радиологический научный центр РАМН (г. Обнинск) является головной организацией, осуществляющей научно-методическое руководство по ведению Российского государственного медико-дозиметрического регистра.
2.4. Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены осуществляет научно-методическое руководство по организации системы контроля и учета индивидуальных доз граждан.
3. Назначение Регистра
3.1. Назначением федерального уровня Регистра является информационная поддержка, повышение качества и эффективности:
- работ по изучению структуры, характера, динамики и тенденций в заболеваемости, потерь трудоспособности и смертности наблюдаемого контингента в отдельных регионах и в масштабах России;
- работ по формированию Национального радиационно-эпидемиологического регистра граждан Российской Федерации в масштабах России;
- работ по формированию Банка данных об индивидуальных дозах облучения граждан Российской Федерации в масштабах России;
- выработки рекомендаций на всех уровнях ведения Регистра по улучшению профилактики, диагностики и лечения заболеваний, проведению защитных мероприятий, а также совершенствованию системы оказания медицинской помощи населению;
- специальных и научных программ изучения медицинских последствий аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и инцидентов.
3.2. Назначением регионального уровня Регистра является информационная поддержка, повышение качества и эффективности:
- работ по изучению структуры, характера, динамики и тенденций в заболеваемости, потерь трудоспособности и смертности наблюдаемого контингента в подотчетных региональным центрам республиках, краях и областях, а также в масштабах региона;
- работ по формированию Национального радиационно-эпидемиологического регистра граждан Российской Федерации в масштабах региона;
- работ по формированию Банка данных об индивидуальных дозах облучения граждан Российской Федерации в масштабах региона;
- выработки рекомендаций на областном и районном уровнях ведения Регистра по улучшению профилактики, диагностики и лечения заболеваний, проведению защитных мероприятий, а также совершенствованию системы оказания медицинской помощи населению;
- специальных и научных программ изучения медицинских последствий аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и инцидентов.
3.3. Назначением областных и районных уровней Регистра является информационная поддержка, повышение качества и эффективности:
- работ по формированию Национального радиационно-эпидемиологического регистра граждан Российской Федерации в масштабах области;
- работ по формированию Банка данных об индивидуальных дозах облучения граждан Российской Федерации в масштабах области;
- работ по диспансеризации населения на соответствующем уровне наблюдения;
- проведение необходимых лечебно-оздоровительных и защитных мероприятий по результатам диспансеризации.
Пользователем Регистра является Минздрав Российской Федерации. Сторонние организации имеют доступ к материалам Регистра с разрешения учреждений здравоохранения соответствующего уровня.
4. Задачи Регистра
В задачи Регистра входят:
- персональный автоматизированный учет паспортно-регистрационных данных лиц, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и инцидентов;
- автоматизированный учет индивидуальных доз облучения населения;
- автоматизированный учет хронических заболеваний, имевших место у наблюдаемых лиц до аварии, автоматизированный учет состояния здоровья после аварии, его изменений;
- формирование по запросам пользователей информационно-справочных данных, хранящихся в Регистре;
- контроль полноты и сроков диспансерного наблюдения за лицами, внесенными в Регистр;
- обмен медико-дозиметрическими и радиоэкологическими данными на федеральном и международном уровне по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, создание информационных систем по радиационной медицине.
5. Группы наблюдения Регистра
5.1. Включению в Регистр подлежат следующие группы лиц:
1 группа - лица, принимавшие участие в ликвидации аварии на ЧАЭС и ее последствий (ликвидаторы). К ним относятся:
- граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, сельскохозяйственных животных и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, а также военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий указанной катастрофы, включая летный состав гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполняемых работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986-1990 годах службу в зоне отчуждения. К ним относятся специалисты, военнослужащие и военнообязанные запаса, призванные на специальные сборы, привлеченные к выполнению работ и имеющие удостоверения участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС установленного образца (участники ЛПА).
2 группа - лица, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения (территорий, из которых в соответствии с нормами радиационной безопасности в 1986 году население было эвакуировано), включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития.
3 группа - лица, проживающие на наблюдаемых территориях (зона отселения и зона с правом на отселение) или проживавшие там после аварии и включенные в систему РГМДР.
4 группа - дети, родившиеся от лиц 1 группы первичного учета, участвовавших в ликвидации последствий аварии.
Указанные группы лиц составляют группы первичного учета.
6. Порядок функционирования Регистра
В Регистре устанавливается следующий порядок функционирования.
6.1. На районном уровне Регистра осуществляется сбор, накопление, хранение и обновление регистрационной и медико-дозиметрической информации о наблюдаемых лицах на основе формализованных медицинских документов, утвержденных Минздравом Российской Федерации, в ходе диспансерного обследования населения.
Аналогично районному уровню Регистра осуществляется сбор, накопление, хранение и обновление информации на областном уровне (в областном отделении Регистра).
На региональном уровне (в региональном центре Регистра) производится сбор, накопление, хранение и обновление информации, представленной из подотчетных региональному центру субъектов РФ с передачей информации в головную организацию.
6.2. На федеральном уровне сбор, накопление, хранение информации о наблюдаемых лицах осуществляются на основе данных, представляемых с регионального уровня Регистра. На федеральном уровне Регистра проводится полный персональный учет всех лиц, проживающих в Российской Федерации и подлежащих внесению в Регистр (п. 5.1.).
Передача информации в головную организацию на всех зарегистрированных лиц осуществляется на магнитных носителях в согласованном с указанной организацией виде раз в полгода согласно регламенту.
6.3. Головная организация проводит программный контроль полученной информации. Ошибочные документы, не удовлетворяющие требованиям контроля, возвращаются на региональный уровень Регистра для исправления ошибок.
6.4. Организация и обеспечение работ на региональном, районном и областном уровне, необходимых для ежегодного получения первичной дозиметрической информации, возлагается на Минздрав Российской Федерации и МРНЦ РАМН.
6.5. Федеральный уровень Регистра может запрашивать у министерств, ведомств, предприятий и организаций Российской Федерации информацию, требуемую для верификации, пополнения и ретроспективного восстановления дозиметрических данных Регистра, оценки индивидуальных, коллективных и популяционных доз облучения.
7. Техническая реализация Регистра
7.1. Федеральный уровень Регистра. Техническая реализация государственного уровня Регистра осуществляется на базе Медицинского радиологического научного центра РАМН (г. Обнинск). Комплекс технических средств федерального уровня должен обеспечивать информационную поддержку всех указанных выше задач. Осуществляет общее методическое руководство по организационному и программно-математическому, техническому обеспечению Регистра.
7.2. Региональный, областной и районный уровни Регистра. Программное обеспечение и техническая реализация районного, областного и регионального уровней должна обеспечивать преемственность, однозначность и полноту передачи информации с нижних уровней Регистра на верхние, получение адекватной медико-дозиметрической информации в ходе диспансеризации, а также при проведении специальных исследований в рамках Регистра.
8. Координация работ по ведению Регистра
8.1. Для решения научно-технических вопросов по ведению Регистра и анализу получаемых данных на базе Медицинского радиологического научного центра РАМН (г. Обнинск) создается Научно-технический совет Регистра под председательством директора указанного института. Состав Научно-технического совета утверждается Минздравом Российской Федерации. Оперативная работа по руководству Регистром возлагается на руководителя Регистра (зам. директора Медицинского радиологического научного центра РАМН), назначаемого председателем НТС.
9. Штатные нормативы регионального и областного уровней Регистра
9.1. Для решения задач по функционированию регионального уровня (регионального центра) Регистра определяется следующее штатное расписание в каждом из 11 межобластных региональных центрах согласно структуре Регистра (Приложение 3):
Руководитель Регионального центра - 1,
Врач статистик - 1,
Инженер-программист - 1,
Врач - 0,5,
Экономист - 0,25,
Оператор ЭВМ - 1.
9.2. Для решения задач по функционированию областного уровня Регистра (областного отделения) органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации определяется штатное расписание в зависимости от объема проводимой работы из средств местного бюджета.
10. Финансирование работ по ведению Регистра
10.1. Финансирование работ по ведению Регистра осуществляется из средств Федеральной целевой программы по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года.
Руководитель Департамента
госсанэпиднадзора А.А.Монисов